Система кондиционирования – это важный элемент комфорта в вашем автомобиле. Да, и безопасности тоже. В условиях жары или высокой влажности в салоне автомобиля водитель может быстрее уставать и терять концентрацию. Это повышает риск попадания в ДТП. А еще неисправный кондиционер может не удалять достаточно влаги из воздуха в салоне, из-за чего запотевают стекла и видимость ограничивается, особенно во время дождя или влажной погоды.
Регулярное обслуживание поможет сохранить работоспособность и долговечность системы кондиционирования. Рассказываем, как самостоятельно провести диагностику кондиционера, не имея под рукой набора инструментов и профессионального оборудования.
Для начала разберемся, из чего состоит система кондиционирования.
Основные элементы системы кондиционирования автомобиля
• Компрессор
Он отвечает за сжатие и циркуляцию хладагента (фреона) по системе. Компрессор приводится в действие агрегатным ремнем через шкив, чтобы преобразовать газообразный хладагент в жидкость, создавая при этом холод.
• Испаритель
Этот элемент расположен внутри салона автомобиля и отвечает за охлаждение воздуха, проходящего через него.
• Конденсатор
Он же радиатор кондиционера. Расположен перед радиатором двигателя и отвечает за конденсацию газообразного хладагента обратно в жидкость. Этот процесс выделяет тепло, которое затем отводится через радиатор.
• Расширительный клапан (клапан ТРВ)
Этот элемент контролирует поток хладагента из высокого давления в низкое давление перед его входом в испаритель.
Принцип работы автокондиционера
Кондиционер в автомобиле отводит тепло из салона автомобиля при помощи хладагента. При включении компрессор начинает сжимать газообразный хладагент под высоким давлением. После этого, горячий газ поступает в конденсатор, охлаждаясь превращается в жидкость. Далее, жидкий хладагент проходит через расширительный клапан, где давление резко снижается, и хладагент снова переходит в газообразную форму. Такой процесс называется дросселированием. Затем газообразный хладагент попадает в испаритель, там происходит окончательное охлаждение. Испаритель находится внутри салона автомобиля, и именно через него прогоняется воздух, который и охлаждается. Охлажденный воздух подается в салон автомобиля через вентиляционные отверстия. После этого, уже холодный хладагент возвращается обратно в компрессор для повторного цикла.
Зачем нужна диагностика автокондиционера?
Диагностика кондиционера позволяет выявить потенциальные проблемы до того, как они станут серьезными и дорогостоящими. Кроме того, регулярные проверки помогают поддерживать систему кондиционирования воздуха в автомобиле в хорошем состоянии, обеспечивая комфорт и безопасность водителя и пассажиров.
Когда пора диагностировать работу кондиционера
Время проведения диагностики работы кондиционера зависит от многих факторов, включая возраст автомобиля, условия эксплуатации, сезонность и другие факторы. Все же рекомендуется проводить проверку кондиционера регулярно: каждые два года или при каждом техническом осмотре автомобиля. Кроме того, если у вас возникают проблемы с работой кондиционера, такие как плохое охлаждение воздуха, шум или неприятный запах, то стоит обратиться к специалистам.
Как произвести диагностику кондиционера авто?
Будем рассматривать на примере автомобиля Audi a4 2003 года. На всех современных автомобилях система устроена очень похоже, поэтому, на наш взгляд , это отличный экземпляр для обзора.
Шаг 1. Проверка газа в системе
Кондиционер не сможет никак функционировать без давления фреона в системе. Как проверить фреон в кондиционере автомобиля? При наличии диагностического оборудования можно проверить показания датчика давления кондиционера, в зависимости от автомобиля оно должно быть не менее 5-6 бар.

Данный показатель будет свидетельствовать о том, что все компоненты системы герметичны и газ есть в системе.
Если у вас нет под рукой никакого оборудования - не беда. Вам нужно будет открыть капот и найти 2 трубки системы кондиционирования.

На них будет 2 заправочных вентиля. Необходимо снять с них колпачки и острым тонким предметом (узким ключом, саморезом, гвоздем) быстро нажать на ниппель по направлению стрелки.

При наличии достаточного количества газа в системе, газ пшикнет наружу. В случае, если этого не произошло, вам придется ехать на СТО и заправлять кондиционер с помощью специального оборудования и красителя для поиска утечки газа.
Если убедились, что все в порядке и в системе есть газ, но кондиционер все равно не работает, - идем дальше.
Шаг 2. Проверка датчика давления
Для включения компрессора кондиционера электронному блоку управления необходимо знать точное давление в системе. Оно имеет определенный рабочий диапазон и о нем же сигнализирует датчик давления хладагента. Если датчик не работает или работает некорректно - кондиционер не будет включаться, либо будет работать с перебоями. Датчик может находиться или на трубке кондиционера, или на самом радиаторе. Его неисправность можно определить с помощью компьютерной диагностики. Если ошибки нет, но показания давления зашкаливают без видимых причин - он тоже подлежит замене.
Частой проблемой в работе системы также является обрыв проводов, которые идут к датчику. Это можно выявить имея под рукой обычный мультиметр или индикаторную отвертку. Необходимо найти (или посмотреть в каталоге запчастей), где расположен датчик на вашем автомобиле. Снимите разъем, включите зажигание или запустите двигатель. Далее необходимо измерить напряжение. Находим "минус" и измеряем. На обоих контактах должны быть следующие показания:

Если вы увидели "0" - необходимо искать перетертый или оборванный провод, идущий к датчику. Если же все исправно, но кондиционер по прежнему не работает, - продолжаем проверку.
Шаг 3. Проверка компрессора кондиционера
Когда первые 2 условия соблюдены, нам нужно убедиться в исправности самого компрессора кондиционера. Для начала проверьте, что ремень кондиционера на месте (некоторые автовладельцы снимают его или ставят короткий ремень, чтобы не вращался неисправный агрегат). Далее необходимо убедиться, что электромагнитная муфта или управляющий клапан (в зависимости от конструкции) исправны и на них приходит питание. При помощи мультиметра проверяем разъемы, если доступ к ним не затруднен.

Возможно, для данной процедуры потребуется эстакада (в зависимости от места установки компрессора). Муфту и клапан можно так же проверить, подав на них 12B с внешнего источника. Они должны издавать характерные щелчки при включении. Если на автомобиле установлен компрессор без муфты, то по центру шкива вы сможете увидеть болт.

На заведенном автомобиле он должен вращаться непрерывно. Если он стоит на месте - компрессор придется демонтировать для дальнейшей диагностики и ремонта.
Шаг 4. Проверка утечек
Проверка утечек кондиционера включает в себя несколько этапов. Сначала проверяют давление в системе и сравнивают его с рекомендованным производителем значением. Если давление ниже нормы - это свидетельствует о наличии утечки хладагента. Затем проводится визуальный осмотр системы на предмет видимых повреждений, таких как трещины, коррозия или разрывы. После этого используется специальный ультрафиолетовый краситель, который добавляется в систему вместе с хладагентом. Этот краситель светится под ультрафиолетовым светом, что позволяет обнаружить места утечек.
Шаг 5. Проверка испарителя
Проверка испарителя автокондиционера начинается с визуального осмотра. Необходимо исследовать испаритель на наличие грязи, плесени, ржавчины или других признаков износа. Если есть подозрение на наличие бактерий или грибков, может быть проведен анализ образцов воздуха. Для этого используют специальные тестеры, которые позволяют определить уровень бактериальной загрязненности воздуха. Также можно проверить температуру входящего и исходящего воздуха. Если температура значительно отличается от заявленной, это может свидетельствовать о проблемах с испарителем и его требуется прочистить или заменить.
Другие причины выхода из строя кондиционера
При исправной системе кондиционирования в теплый летний день воздух может подаваться в салон с температурой до +3 градусов

Если по всем пунктам ваш автомобиль исправен, а воздух в салоне по-прежнему не холодный, остается несколько возможных неисправностей, которые требуют более детальной диагностики и индивидуального подхода:
• Износ поршневой группы компрессора кондиционера. Может проявляться излишним шумом при работе и очень слабым холодным воздухом, нагнетаемым в салон автомобиля.
• Загрязненный радиатор кондиционера или основной радиатор. Симптомами данной неисправности будут чрезмерный нагрев радиатора кондиционера, частые отключения компрессора кондиционера и недостаточно холодный воздух, нагнетаемый в салон автомобиля. Такие же признаки будет подавать неисправный вентилятор радиатора кондиционера или неисправность блока управления вентиляторами.
• Неисправный клапан ТРВ. Стоит чаще всего в труднодоступном месте, не поддается компьютерной и визуальной диагностике без снятия. Из-за его неисправности могут обмерзать трубки системы кондиционирования.
• Неисправность заслонок или тяг, которые отвечают за направления потоков воздуха в салоне.
Заключение
Описанные четыре шага в большинстве случаев помогут вам определить неисправность в автомобиле и сэкономить время и деньги на диагностике. В некоторых случаях можно произвести ремонт самостоятельно. Если на вашем автомобиле данные манипуляции производить неудобно ввиду иного расположения узлов и агрегатов - советуем обратиться к профессионалам. А если на диагностике автомобильного кондиционера выяснилось, что вам требуется замена компрессора или радиатора кондиционера - выбирайте подходящие для вашего авто в каталоге Партерры.
Ссылки на группы товаров, упоминающихся в статье:
• Расширительный клапан (клапан ТРВ)
Автор: Михаил Феофанов, специалист по подбору автозапчастей Партерры
Если у вас возникли сложности в подборе автозапчастей, эксперты Партерры помогут точно подобрать нужную запчасть для вашего автомобиля. Служба поддержки работает 24/7 без выходных.
Бесплатный подбор